Русская хоровая музыка X-XVI веков
Русская хоровая музыка X–XVI веков – это важный пласт, который служит основой дальнейшего развития отечественной музыки и культуры в целом.
На предыдущем этапе развития – в древней Руси – главенствующую роль в жизни общества занимало народное творчество, так как развитых светских форм профессиональной музыки просто не существовало. Даже среди высших феодальных слоёв и на княжеском дворе можно было услышать народные песни, распространяли которые представители песенных традиций – скоморохи.
Развитие духовного пения
Всё изменилось с принятием в качестве государственной религии христианства в 988 г. и как следствие, укрепление связей с Византией. Эти события очень сильно повлияли на дальнейшее культурное развитие нашего государства.
В противопоставление народной песне получила развитие церковная музыка, которая вначале была подвержена сильному влиянию Византии. Духовные песнопения записывались на церковнославянском языке. Об этом первом этапе профессионального пения свидетельствуют сохранившиеся древние музыкальные крюковые рукописи конца XI–XIII вв., которые до сих пор не поддаются точной расшифровке.
Вместе с христианством была заимствована и система храмового пения – осмогласие, начало которой положил обычай исполнять песнопения на особый глас в каждый из 8 дней праздника Пасхи. Немного позже этот обычай распространился на 8 недель праздничного периода.
Со временем вся система церковной музыки видоизменялась, в результате чего древнерусское искусство приобрело свою самобытную форму – знаменное пение или знаменный распев, который развивался в рамках осмогласия. Знаменный распев базировался на попевках – коротких мотивах в терцовом или квартовом диапазоне. Погласица целого песнопения включала 3–4 такие попевки. Мелодия знаменного распева была плавной, волнообразной и одноголосной. Исполнялась только мужским хором в унисон.
Ответвлением от знаменного пения стало кондакарное пение, создателем которого считается Роман Сладкопевец. Это праздничные духовные песнопения с большим количеством мелодических украшений и долгими распевами слогов. Напев уточнялся уже по ходу пения.
Народно-певческое творчество
Вследствие междоусобных войн и последующего захвата Руси ханом Батыем центром культуры государства оказался независимый и очень богатый торговый город Новгород, который стал центром скоморошества. С этого момента особую роль приобретает народно-певческое творчество. Получает широкое распространение эпический жанр – былина, возвеличивавший богатырей и нравственно-этические народные идеалы.
После окончательной победы над монголо-татарским игом и воссоединения русских земель вокруг Москвы в XV в. начинается новый этап развития отечественного искусства и культуры.
В народном творчестве на смену былине приходит историческая песня, в которой повествуется о реальных героях и событиях. Ещё появляется лирическая песня, отличительными чертами которой был импровизационный характер напевов, а также глубина и эмоциональность образов. Именно с лирической песней связано возникновение русской хоровой подголосочной полифонии.
Расцвет хоровой культуры Руси
В столице Руси при дворе Ивана III был учреждён хор государевых певчих дьяков, постоянно сопровождавших царя и певших во время дворцовых церемоний и в соборах. В это время появляются варианты знаменного распева, такие как демественный и путевой распевы.
К 1441 г. относятся первые упоминания о демественных распевах. Их репертуар – отдельные песнопения русских церковных певческих книг: Обихода, Октоиха и Ирмология, Праздников. В дальнейшем этот вид песнопений получил распространение в многоголосии. Самым ярким мастером такого пения считается Василий Рогов.
Путевой распев применялся в стихираре, а позже в Обиходе. Долгое время этот распев считался вершиной церковного пения. В его основе лежали изменённые попевки знаменного распева. Характер медлительной торжественности этой форме пения придавали долгие ноты и особенная ритмическая поступь, похожая на пунктир. Путевые распевы исполнялись во время крестного хода, торжественного входа духовенства в алтарь или при шествии на источники. Их содержание было трудноуловимым из-за большой широты распева.
Также стали появляться варианты песнопений связанных с личным творчеством или певческими традициями. Примером тому служат киевские, ярославские, владимирские распевы, а также христианинов и лукошков (по именам авторов) распевы.
В это же время возникают ранние формы многоголосия – 2-х и 3-х, реже 4-хголосное пение, так называемое строчное пение. Оно было довольно тесно связано с народной музыкой.
Комбинация строк называлась «низ», «путь», «верх», «демество»:
- Путь – это ведущий голос песнопения, а его исполнители именовались путниками.
- Верх писали над путём, и исполнялся он выше основного голоса. Пели его вершники.
- Под путём был написан и исполнялся ниже ведущего – низ. Исполнители именовались нижниками.
- В случае 4-хголосного пения выше пути писали мелодию, называемую демеством, и исполнялась она демественниками.
Строки партитуры писались поочерёдно красными и чёрными чернилами, причём путь – всегда красными. Делалось это для удобства чтения. А также рекомендуем ознакомиться с материалом индийская народная музыка
Автор – Елена Мельникова