Учитель исполнительского класса – творец или ремесленник? (посвящяется всем учителям инструментальных классов)
Музыкально-инструментальная педагогика – это весьма странная наука. Только тот, кто прошёл систему музыкального образования может дать ответ на вопрос: «Что это такое?».
Обучение в музыкальном ВУЗе зиждется на двух столпах. С одной стороны педагог-специалист получает «прививку» знаний, состоящих из методов, приёмов и различных способов работы с учениками. Эти знания дают учителю право работать с детьми и обучать. С другой стороны будущий педагог обретает опыт исполнительства.
Свой опыт музыкант нарабатывает годами музыкально-исполнительской деятельности, направленной на изучение полифонии, пьес и этюдов, крупной формы. Отыграв кучу «академов» и экзаменов, педагог-музыкант получает свой заветный диплом, в котором, добавлена еще одна «приписочка» – «АРТИСТ»!
Дорогие коллеги, а задумывались ли вы когда-нибудь – сколько лет вы потратили на своё образование?
7 лет – на музыкальную школу, 4 года – на музыкальное училище и еще 5 лет на ВУЗ. Итого – 16! Вот так цифра! Интересно, может ли еще какой-нибудь специалист похвастаться таким образованием?
А что в итоге? Получаете вы удовлетворение от вашей работы и вашего труда?
Не будем говорить о финансовой стороне этого вопроса! Выбирая эту профессию, вы знали, на что шли! Вопрос в том, получаете ли вы радость от процесса педагогики, радость от преданно смотрящих на вас детских глаз, от восторга первых детских исполнительских удач!?
К сожалению, такую радость испытывают отнюдь не все учителя. Для многих педагогов процесс обучения стал каторгой. Сегодня так часто можно услышать:
- «Дети не те! Ничего делать не хотят!»
- «Ученик-бездарь, ничего не понимает!»
- «Как его ни учи, у него ничего не получается!»
- «Опять экзамены, а у нас ничего не готово… Как мне это надоело!»
- «Снова подбор репертуара! Что бы ему дать поиграть?»
- «Ну вот! Опять провалил экзамен! Неуч!»
Ну как!? Злободневно, не правда ли? К сожалению, ремесленнический подход в нашей профессии не выдумка!
Почему так происходит?
Педагогика – это ТРУД! ТРУД в высшей степени! Научить – это не только рассказать, то, что знаешь. Научить – это значит преподнести и втолковать знания так, чтобы ученик смог ими самостоятельно пользоваться. Знания должны стать частью опыта ученика!
Музыкально-инструментальная педагогика – это ИСКУССТВО! ИСКУССТВО, секрет которого кроется не в том – КАК ВЫ ИГРАЕТЕ, а в том – КАК ВЫ УЧИТЕ!
Часто молодой педагог с «красным дипломом» консерватории оказывается совершенно не подготовленным к педагогической работе. И все потому, что он умеет играть, но не может научить! Амбиции захлёстывают учителя, в сердцах он кричит на малыша: «Как это не получается, у меня же получается!». И он прав по-своему! Он 16 лет учил Баха, Бетховена, Шопена, учил и самоотверженно исполнял! А в обучении ведь важно объяснить, как он это делает. Не каждый может передать то, что «в руках» – «в руки» другого. Учительство – это талант!
Бывает и так, что педагог со стажем устал, «выдохся»! Заглянешь случайно в его класс, а там горе-ученик сидит и учит сложный пассаж, а педагог задумчиво глядит в окно!
Есть вещи и пострашнее! Это когда учитель рассматривает учащихся как «конвейер»: одни и те же программы из года в год, одни и те же ошибки, одни и те же жалобы!
Что же делать?
Научить ребёнка исполнять – это научить ребёнка понимать музыку. Через фантазию и творчество можно достучаться до любого «самого бездарного» ученика.
Пересмотрите своё видение мира музыкальной педагогики! Зачем учить, если можно совместно творить!?
Ученик – это холст, а какими красками он заиграет, зависит от вас! Учащийся играет так, как его учат, как с него требуют, как ему разрешают исполнять!
Музыка – это один из многих видов мирового искусства, видов, которые дополняют друг друга. Создавайте музыкальные сказки, пишите под музыку стихи, рисуйте картины, сочиняйте и импровизируйте, посещайте вместе концерты, организуйте интересные формы академических концертов.
Самый сложный пассаж становится лёгким, если при его разучивании используются фантазия и смекалка, а главное, интерес! Если это будет интересно вам – это будет интересно и ученику! Беседуйте с учеником, рассказывайте о себе, своём опыте. Станьте ученику другом, старшим наставником! Преодолевайте трудности вместе!
Ваше собственное желание творить, фантазировать, экспериментировать станет заразительным для ваших учеников!
Автор – Елена Лавренова