Владимир Дашкевич — Ну, конечно – это Бумбараш!
Статья посвящена композитору Владимиру Дашкевичу и его прекрасной музыке к фильму «Бумбараш». Сделана интересная и необычная попытка, провести сравнение музыки фильма с жизнью и творчеством композитора.
Жанр кинофильма позволяет выстроить или соединить/смонтировать разнообразные и далёкие события. Но тогда это должно распространяться и на «околокиношные» явления. Эту мысль стоит проверить, тем более, что есть киномузыка написанная не просто талантливо, а даже – гениально. И в этом нет преувеличений.
Речь пойдет о фильме «Бумбараш» (реж. Н.Рашеев и А.Народицкий) с музыкой композитора Владимира Дашкевича. Те, кто знаком с музыкой Дашкевича, наверняка согласятся, что это весьма незаурядное музыкальное явление.
А ещё стоит напомнить, что композитор сочинил музыку к знаменитому сериалу о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне, к фильму «Собачье сердце» (по М. Булгакову). Тема из киноленты «Капля в море» стала заставкой знаменитой детской телепередачи «В гостях у сказки», а музыка к «Зимней вишне» тоже сразу узнается. И это всё – Владимир Дашкевич.
В общем, налицо ситуация, когда музыка на слуху, а имя композитора не сразу и вспоминается.
О себе, но через киномузыку
А музыка Дашкевича к фильму «Бумбараш» позволяет проделать такой фокус: через музыкальные номера найти сравнения, параллели и соответствия с жизненными и музыкальными событиями и фактами, связанными с композитором.
Не будем говорить о прямо-таки буквальном, стопроцентном совпадении, но кое-что есть. И, конечно, нельзя не сказать о Валерии Золотухине, актёрская работа и вокальное мастерство которого удивительно совпали с песнями Владимира Дашкевича на стихи Юлия Кима.
Песня «Ходят кони» — это вообще лейтмотив всего фильма и — шире — судьбы композитора. Потому что «крутых берегов» в жизни было много и у Бумбараша, и у Дашкевича.
Песню Лёвки «Журавль по небу летит» можно слушать и вспоминать о трудном и извилистом пути Дашкевича в музыку. Он сначала получил диплом инженера-химика, и только 2-е высшее музыкальное образование сделало его «настоящим» композитором.
Пусть «Журавль» напоминает о гражданской войне, но строчка «А сыночку выпала, ой, дальняя дорога… » — это точно о юности Володи Дашкевича, о его учёбе и «скитаниях» вместе с родителями по огромной стране. Строчки «Где я только не был… и искать ответу» напомнят о том, что Дашкевичу после Москвы, где он родился, пришлось побывать в Забайкалье (Иркутск), на крайнем Севере (Воркута), в Средней Азии (Ашхабад). И всё-таки возвращение в Москву состоялось.
А почему судьба такая?
Дело в том, что Владимир Дашкевич имеет дворянское происхождение, а его отец, будучи по-настоящему образованным человеком, дворянином и русским патриотом, после 1917 года примкнул к большевикам. Но жизненных испытаний на долю семье Дашкевичей выпало с избытком.
Поэтому вполне естественно, что будущий композитор получил практические познания в географии, кроме русского, владел ещё 4-мя языками, получил достойное воспитание и был по-настоящему образованным человеком и патриотом своей страны.
А в 40-50-х гг. прошлого столетия таким людям приходилось нелегко; но, что интересно, сохранив уважение и любовь в русской культуре, Дашкевич не впадает в ностальгию и тоску по прошлому, а воспринимает её с нежностью и некоторой долей иронии и юмора.
Во всяком случае, вот эти музыкальные номера фильма «Бумбараш» могут рассказать именно об этом:
- «Русские позиции» — игрушечно-кукольные воспоминания о прошлом;
- романс Софьи «В белом платье…»;
- шансоньетка Софьи (инстр.);
- гибель Софьи – такую музыку без знания традиций прошлого не напишешь.
А то, что Дашкевичу хорошо известны и знакомы музыкальные традиции новой послереволюционной и послевоенной России, скажет такая музыка:
- «Деревенские страдания»;
- «Деревенско-еврейская кадриль»;
- «Марш четвертой роты».
- В песне Гаврилы – герой, по фильму отрицательный, но музыка проникновенная. И есть интересный нюанс: разгульно-разухабистое исполнение пресекается самим Гаврилой.
А почему без трагедийности и излишнего пафоса?
- Здесь можно поразмышлять и сделать такие выводы. Фильм «Бумбараш» снят по мотивам ранних произведений писателя Аркадия Гайдара. В жизни Гайдара были и трагические события, но мы его воспринимаем, прежде всего, как светлого, доброго детского писателя. Многие его герои именно так и описаны, таков и Бумбараш.
- Это отношение к жизни, как к светлому, радостному и возвышенному празднику, в полной мере присуще и композитору Владимиру Дашкевичу.
- А печально-трагедийные события и у Гайдара, и в музыке Дашкевича часто растворены и погружены в атмосферу возвышенной и светлой печали, бытового юмора и некоторой отдалённости от трагизма.
- Поэтому песни о войне из «Бумбараша» всё-таки трудно назвать в полной мере военными, поскольку в них постоянно присутствует некая доля изящного и тонкого юмора.
А Владимир Дашкевич, как художник, музыкант, гражданин своей страны, культурный и широко образованный человек, просто хорошо делает свое дело: сочиняет гениальную музыку, пишет теоретические работы о музыке, размышляет. Играет в шахматы (доигрался до кандидата в мастера спорта), встречается со слушателями и просто живет полной насыщенной жизнью.
Очень смешной финал
Смешной, потому что оценка более чем 50-летней работы композитора Владимира Дашкевича нашла отражение в том, что он всего лишь заслуженный деятель искусств РФ. А в переводе на нормальный язык это звучит как: «Да, есть такой композитор Владимир Дашкевич, и он пишет неплохую музыку».
А Дашкевичем уже написана музыка более чем к 100 фильмам и мультфильмам, им созданы симфонии, оперы, мюзиклы, оратории, концерты. Его книги, статьи и размышления о музыке серьёзны и глубоки. И все это говорит о том, что композитор Владимир Дашкевич – незаурядное явление в российской музыкальной культуре.
Впрочем, другой советский музыкальный гений – композитор Исаак Дунаевский — тоже долгое время был всего лишь заслуженным деятелем искусств РСФСР.
Но история, и музыкальная в том числе, рано или поздно расставляет всё по своим местам, а значит, истинное понимание значения композитора Владимира Дашкевича уже близко. Когда сам композитор говорит о творческом процессе и многих других вещах – это просто интересно и увлекательно.
А в песнях Бумбараша «А вот я на фронте был» и особенно «Надоело воевать» может быть, отражён ещё один жизненный и творческий принцип Владимира Дашкевича: не стоит ничего доказывать, музыка, которая уже написана, скажет сама за себя!
Нужно только её услышать.
Больше собрание сочинений Владимира Дашкевича — можно найти по ссылке: https://vk.com/club6363908
Александр Бычков