Как подобрать репертуар подростку, учитывая особенности подросткового восприятия

Современные педагоги в музыкальных школах часто сталкиваются с тем, что подросток не хочет петь ту или иную песню или романс, и все попытки переубедить его приводят к осложнениям и конфликтам. Зачастую подросток отказывается не только исполнять романс, который ему не нравится, но и может вообще перестать ходить в музыкальную школу. Чтобы правильно разобраться в этом вопросе, нужно учитывать все возрастные особенности подростков. О них вы и узнаете в этой статье.

Вокал для подростка - репертуар

Возрастные особенности подростка

Для этого возраста характерна не только повышенная ранимость, но и желание произвести впечатление. Ему хочется показаться ярким, эффектным и красивым, чтобы его оценили и одобрили и, чем меньше любви он получает в своём окружении, тем острее это чувство. Также он становится чувствителен к насмешкам, поэтому для него важно, чтобы романс, который он будет петь со сцены, выгодно подчёркивал его сильные стороны, как вокалиста, и как человека. Поэтому для того чтобы правильно подобрать ему репертуар, нужно учитывать такие возрастные особенности подростка, как:

  1. Стремление к эффектности. Исполняя романс, подросток хочет чувствовать себя не просто исполнителем, а звездой. Для этого его репертуар должен быть интересным, передающим чувства, знакомые самому подростку и соответствующие его восприятию.
  2. Страх, что его осудят или над ним посмеются. Он тоже характерен для подросткового возраста, поэтому, если в вокальном произведении есть места, которые ему непонятны и вызывают смущение, он просто может отказаться от его исполнения и решить, что «классический вокал ему не нужен, так как там неинтересные произведения». И тут нужно тоже быть внимательным при подборе репертуара.
  3. Наличие новых интересов. В подростковом возрасте юноша или девушка может решить, что классика никому не нужна и лучше он будет заниматься эстрадным вокалом или вообще выбрать танцы. Удержать интерес можно только ярким и понятным ему репертуаром, содержание которого поможет подростку раскрыться. Немалый эффект произведут и красивые аранжировки, которые позволят подростку почувствовать себя на сцене не хуже популярной звезды.
  4. Выбирая произведения о любви, нужно учитывать возрастные особенности подростка, точнее, его восприятие. Тут многое зависит от конкретного характера и темперамента. Есть юноши и девушки, которые воспринимают лёгкие произведения, без сильного драматизма. А некоторые, наоборот, уже в раннем возрасте могут прекрасно передать характер героини Кармен. Так что преподавателю по вокалу стоит обратить внимание на представления о любви конкретного подростка, чтобы подобрать ему репертуар, который будет понятен ему и поможет раскрыться.
  5. Яркое проявление характера. Именно тогда, когда подросток начинает упрямиться, проявлять характер и показывать себя, видно, какой у него темперамент и восприятие окружающего мира. Обычно в это время начинает проявляться уже сформированный характер со своими особенностями. Кто-то становиться ярким и кокетливым, чертёнком в юбке, а кто-то превращается в мечтательную гламурную девушку, нежную и легкоранимую. Исходя из этих особенностей и стоит подбирать произведения. Не стоит из скромницы делать Кармен и наоборот. Лучше, чтобы в произведении проявлялись черты характера подростка, тогда ему будет легко его исполнять.

Как влияет восприятие подростка на выбор репертуара

Выбирая романс, стоит проанализировать его содержание и подумать, впишется ли он в восприятие подростка. Есть романсы, которые хорошо звучат в исполнении зрелого мужчины. В них есть слова о глубокой драматичной любви, о годах, которые пролетели незаметно. Их давать подростку не стоит, так как он не сможет передать его настроение, эмоции и характер. Зато песни и романсы о первой любви, влюблённости, нежности или, напротив, предательстве, подросток сможет передать, если они соответствуют его восприятию. Также романс должен эффектно показывать и самого подростка. Например, романс «Я вас любил» будет красиво звучать в исполнении подростка, который легко относиться к неудачам и не склонен драматизировать ситуацию. У ранимого и замкнутого подростка этот романс будет навевать тоску как на него самого, так и на слушателей. Поэтому при выборе репертуара стоит учитывать восприятие подростка и его сформированный характер.

Как создать имидж подростка-вокалиста

Основной секрет, как создать имидж подростка-вокалиста, состоит в том, чтобы выгодно преподнести его особенности публике. Обыграть красиво можно всё что угодно. Подросток отличается вспыльчивостью и нетерпеливым характером? Ему стоит подобрать репертуар, где он может красиво преподнести свою необузданность. Он отличается замкнутостью? Лирические романсы, носящие не слишком эмоциональный характер – то, что вам нужно. Подросток отличается весёлым нравом? Подвижные романсы или, напротив, драматичные произведения будут звучать у него легко и красиво. После этого стоит продумать его образ, костюм и послание, которое он должен будет передать зрителям во время исполнения. Составить целостный образ вам помогут уроки актёрского мастерства. Вот из таких мелочей и складывается имидж подростка-вокалиста.

Как подобрать репертуар подростку

  1. Обязательно давайте в записи романс или песню прослушать будущему исполнителю. Хотя композиторы и не писали произведения для этого возраста, романсы и песни для юношей и девушек должны быть в арсенале любого преподавателя.
  2. Посмотрите и проанализируйте текст. Подумайте, чем он может быть интересен подростку. Интересный репертуар для подростка всегда проще исполнять, чем петь то, что не нравиться.
  3. Каким он показывает подростка? Такой ли он на самом деле? Девушкам не стоит петь мужские романсы и наоборот. Не нужно, чтобы они смотрелись смешно со сцены.
  4. Романсы и песни для девушек и юношей не должны быть трагичными. Интересный репертуар для подростков должен быть позитивным и по возможности оптимистичный.

Примеры

«Осенние листья» Макроусова;

«Вернись в Сорренто»

Каччини «Аве Мария»

…и т.д.