Выбираем электрогитару – на что обратить внимание
Покупка нового инструмента – один из самых важных периодов в музыкальной жизни гитариста. Гитара – удовольствие не из дешевых. Она будет служить вам не один год. Поэтому к выбору нужно подойти особо тщательно. В этой статье мы разберем, на какие характеристики стоит обратить внимание, и как они будут влиять на звучание электрогитары.
Форма корпуса
Начнем с того, что бросается в глаза в первую очередь – с типа корпуса. От него не зависит звук, но зависит удобство игры. Возможно, Flying V или Randy Rhoads выглядят круто, но играть на ней сидя не очень удобно. Определитесь, зачем вам нужен инструмент.
Для выступлений на сцене? Тогда можно передвинуть удобство на второй план и подумать о своем имидже. Для репетиций, домашних занятий и звукозаписи? Комфорт и звук – на первом месте.
Наиболее универсальной является форма Stratocaster. На ней удобно играть и стоя, и сидя. Она прекрасно вписывается в стилистику любого направления – от неоклассики до Black Metal. И выбирать всегда есть из чего. Линейки таких гитар есть у каждого производителя. Если вы выбираете свой первый инструмент – не задумываясь, берите Stratocaster.
Материал электрогитары
В первую очередь звучание гитары зависит от дерева, из которого она сделана. Каждый тип древесины обладает не только уникальной внешностью, но и собственным «голосом». А еще от материала зависит вес инструмента и его цена.
- Ольха (Alder) – самый распространенный материал. Легкая древесина со сбалансированным звучанием на всех частотах. Идеальный выбор для тех, кто не определился со стилем.
- Тополь (Poplar) – по характеристикам похож на ольху, но намного легче.
- Липа (Basswood) – дает очень яркую нижнюю середину. Прекрасно подходит для тяжелой музыки.
- Ясень (Ash) – тяжелое дерево. Дает яркую верхнюю середину и высокий сустейн (продолжительность звучания ноты). Хорошо подойдет для блюза, джаза и фанка.
- Клен (Maple) – тяжелый материал с хорошими «верхами», но слабыми «низами». Имеет самый высокий сустейн.
- Красное дерево (Mahogany) – дорогое тяжелое дерево, очень любимое компанией Gibson. Дает потрясающую середину, но немного слабоватые «верха».
Больше всего на звук влияет дека (корпус). Материал грифа и накладки на него тоже вносит свою лепту, но она очень незначительна. Начинающим музыкантам можно не обращать на это внимание.
Крепление грифа
Продолжительность звучания ноты – сустейн – очень важная характеристика для электрогитары. Особенно если вы собираетесь плотно работать с бендами и вибратто. Быстрое затухание звука может сильно подпортить вашу музыку.
Этот показатель напрямую зависит от места соединения грифа с корпусом инструмента. Производители гитар используют 3 способа крепления:
- С помощью болтов (Bolt-on) – самый простой, дешевый и распространенный способ. Имеет минимальную плотность прилегания и жесткость, а потому самый слабый сустейн. Плюс такой конструкции – простота замены грифа при поломке.
- Вклеенный (Set-In, Glued) гриф крепится к деке с помощью эпоксидной смолы. Обеспечивает отличную жесткость конструкции, что гарантирует более продолжительное звучание.
- Сквозной гриф (Neck-Through) проходит через весь корпус и является его частью. Это наиболее дорогой тип крепления. Встречается нечасто, преимущественно у эксклюзивных мастеровых инструментов. При таком соединении гриф активно участвует в резонировании, поэтому его материал сильно влияет на звучание гитары. Имеет самый высокий сустейн. В случае неприятности, починить такой инструмент практически невозможно.
Если вы готовы потратить больше тысячи долларов на инструмент – ищите Neck-Through. Можно даже б\у. С такой гитарой вы не захотите расстаться и через 10 лет совместной игры.
Выбирая электрогитару с грифом на болтах, всегда обращайте внимание на плотность прилегания. Есть увидите зазоры и неровности – смело проходите мимо. Хорошего звучания здесь не получишь. Стоит отметить, что качественно сделанный болченый гриф будет немногим хуже вклеенного.
Звукосниматели
Вот мы и подошли к самой интересной части инструмента. Именно звукосниматели обеспечивают мощь электрогитары, читаемость ее нот. Некачественная электроника создает фон, который портит всю музыку, перемешивает ноты в «кашу», снижая читаемость мелодии. Наряду с материалом корпуса, звучки влияют и на тембр звучания.
На современных гитарах можно увидеть 3 типа звукоснимателей:
- Сингл (Single) – звукосниматель, в основе которого лежит 1 катушка. Лучше улавливает колебания струн, за счет чего звук получается более ярким. Минус сингла – высокий уровень фона. С перегрузкой играть на нем очень некомфортно.
- Хамбакер (Humbucker) – 2 катушки, включенные в противофазе. Меньше фонит, но звучит более «сухо». Прекрасно показывает себя при игре с дисторшеном и овердрайвом.
- Хамбакер с отсекающейся катушкой – дорогие звукосниматели-трансформеры. В них есть переключатель, благодаря чему можно превратить хамкабер в сингл прямо во время игры.
Оба типа звукоснимателей могут быть как пассивными, так и активными. Активные работают от батареек, снижают уровень шума, увеличивают сустейн и выходящую громкость сигнала. Но их звук получается менее живой, как любят говорить гитаристы – «пластмассовый». В какую-то музыку (Death metal) это вписывается хорошо, в другую (Фанк, фолк) – не очень.
Звучание зависит не только от модели звукоснимателя, но и от его расположения. Помещенные возле струнодержателя (Bridge) и возле грифа (Neck) хамбакер или сингл будут давать совершенно разные звучания.
Теперь о выборе. Дешевые гитары с синглами отметайте сразу. Они звучат ужасно и очень сильно фонят. Бюджетный хамбакер лучше бюджетного сингла. Если финансы позволяют, ищите звукосниматели с отсекающимися катушками – они очень удобны. Гитаристам, которые собираются много играть на чистом звуке, будет неплохо иметь хотя бы 1 сингл. Кому нужен «жирный» звук с перегрузом – тому надо искать хамбакеры.
Мензура и струны
Разные виды струн и их влияние на звук описаны в этой статье. Струны – материал расходный. Вы все равно поменяете их через месяц, так что особо не зацикливайтесь.
А вот на рабочую длину струны – мензуру – внимание обратить стоит. Наиболее распространены 25.5 и 24.75 дюймовые мензуры. Чем больше длина – тем комфортнее будет играть с толстыми струнами. Это очень важно, если вы собираетесь играть на пониженных строях.
Объяснить все нюансы в рамках одной статьи невозможно. Нужно слушать разные гитары и комбинировать разные звукосниматели, чтобы понять, какое сочетание подойдет лично вам. Вряд ли вы найдете 2 инструмента, которые будет звучать идентично. Попробуйте поиграть на гитаре, послушайте, как на ней играют профессионалы. Подключите к ней разные педали – в любом музыкальном магазине этого добра всегда в избытке. Только так можно выбрать электрогитару, с которой вам будет комфортно. А также рекомендуем ознакомиться с материалом настройка анкера электрогитары
Автор статьи – Павел Молянов