Выразительные возможности целотонной гаммы

Целотонной гаммой в теории музыки принято называть гамму, в которой расстояния между соседними ступенями составляют целый тон.

 целотонная гамма

Её наличие в музыкальной ткани произведения легко узнаваемо, благодаря ярко выраженному загадочному, призрачному, холодному, застылому характеру звучания. Чаще всего, образный мир, с которым связано применение такой гаммы – это волшебная сказка, фантастика.

«Гамма Черномора» в русской музыкальной классике

Целотонная гамма широко использовалась в произведениях русских композиторов XIX в. В истории русской музыки за целотонной гаммой закрепилось ещё одно название – «гамма Черномора», поскольку впервые она прозвучала в опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила» в качестве характеристики злобного карлы.

В сцене похищения главной героини оперы в оркестре медленно и грозно проходит целотонная гамма, обозначая таинственное присутствие длиннобородого волшебника Черномора, ложное могущество которого пока ещё не разоблачено. Эффект звучания гаммы усиливается благодаря последующей сцене, в которой композитор мастерски показал, как потрясённые произошедшим чудом, участники свадебного пира, постепенно выходят из охватившего их странного оцепенения.

Опера “Руслан и Людмила”, сцена похищения Людмилы

А.С. Даргомыжский услышал в причудливом звучании этой гаммы тяжелую поступь статуи Командора (опера «Каменный гость»). П.И. Чайковский решил, что не найти  лучше музыкально-выразительного средства, чем целотонная гамма для характеристики зловещего призрака Графини, явившегося Герману в 5-ой картине оперы «Пиковая дама».

А.П. Бородин включает целотонную гамму в аккомпанемент романса «Спящая княжна», рисуя ночную картину сказочного леса, где спит прекрасная княжна волшебным сном, и в дебрях которого слышится хохот его фантастических обитателей – леших и ведьм. Целотонная гамма ещё раз звучит у фортепиано, когда в тексте романса упоминается о могучем богатыре, который когда-нибудь развеет колдовские чары и разбудит спящую княжну.

Романс “Спящая княжна”

Метаморфозы целотонной гаммы

Выразительные возможности целотонной гаммы не исчерпываются только созданием устрашающих образов в музыкальных произведениях. У В. Моцарта существует другой, уникальный пример её использования. Желая создать юмористический эффект, композитор изображает в третьей части своего сочинения «Музыкальная шутка» неумелого скрипача, который запутался в тексте и неожиданно наигрывает целотонную гамму, совершено не вписывающуюся в музыкальный контекст.

Пейзажная прелюдия К. Дебюсси «Паруса» – интереснейший пример того, как целотонная гамма стала основой ладовой организации музыкальной пьесы. Практически, вся музыкальная композиция прелюдии базируется на гамме b-c-d-e-fis-gis c центральным тоном b, который выполняет здесь функцию устоя. Благодаря такому художественному решению, Дебюсси удалось создать тончайшую музыкальную ткань, рождающую образ неуловимый и загадочный. Воображению представляются некие призрачные паруса, которые промелькнули где-то далеко на морском горизонте, а может быть – привиделись во сне или явились плодом романтических грез.

Прелюдия “Паруса”

Автор – Алла Чайка




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *