Юмор в классической музыке
Музыка – универсальное искусство, она способна отобразить все существующее в мире явления, в том числе и трудно поддающийся определению феномен юмора. Юмор в музыке может быть связан с комическим текстом – в опере, оперетте, романсе, но им может быть наполнено и любое инструментальное сочинение.
Маленькие хитрости больших композиторов
Существует множество приёмов музыкальной выразительности для создания юмористического эффекта:
- нарочито введённые в музыкальную ткань фальшивые ноты;
- неоправданное паузирование;
- неуместное усиление или затухание звучности;
- включение в музыкальную ткань резко контрастирующего несовместимого с основным материала;
- подражание легко узнаваемым звукам;
- шумовые эффекты и многое другое.
Кроме того, музыкальные произведения, имеющие весёлый и жизнерадостный, озорной или игривый характер, вполне можно вписать в категорию юмористических, если учесть, что понятие «юмор» в широком смысле – это всё, что вызывает весёлое расположение духа. Такова, например, «Маленькая ночная серенада» В. Моцарта.
В. Моцарт “Маленькая ночная серенада”
Все жанры юмору покорны
Юмор в музыке многолик. Безобидная шутка, ирония, гротеск, сарказм оказываются подвластны перу композитора. Богато жанровое разнообразие имеющих отношение к юмору музыкальных произведений: комическая опера (опера-буффа), комический балет, «Юмореска», «Бурлеска», «Шутка», «Скерцо» и др. Почти в каждой классической симфонии, сонате, написанных со времён Л. Бетховена, имеется “скерцо” (обычно – третья часть). Чаще всего оно полно энергии и движения, доброго юмора и способно привести слушателя в хорошее расположение духа.
Известны примеры скерцо и в качестве самостоятельной пьесы. Юмор в музыке представлен очень ярко в скерцино М. П. Мусоргского. Пьеса называется «Балет невылупившихся птенцов». В музыке слышна имитация птичьего щебета, трепета маленьких крылышек, изображаются неуклюжие подпрыгивания. Дополнительный комический эффект создает плавная, ясно оформленная мелодия танца (средняя часть – трио), которая звучит на фоне переливающихся в верхнем регистре трелей.
М.П. Мусоргский. Балет невылупившихся птенцов
из цикла «Картинки с выставки»
Юмор в классической музыке русских композиторов встречается довольно часто. Достаточно упомянуть жанр комической оперы, известной в русской музыке с XVIII века. Для комедийных героев в оперной классике существуют характерные приемы музыкальной выразительности:
- речитатив secco («сухой»);
- комическая скороговорка;
- нарочитая простота мелодического рисунка;
- многократные повторения мелодических и гармонических оборотов.
Все эти черты содержит великолепное Рондо Фарлафа, написанное для буффонного баса (опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила»).
М.И. Глинка. Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила»
Неувядающий юмор
Юмор в классической музыке не оскудевает, и сегодня он звучит особенно свежо, обрамлённый в новые, найденные современными композиторами музыкально-выразительные средства. Р.К. Щедрин написал пьесу «Юмореска», построенную на диалоге осторожных, крадущихся интонаций, «замышляющих» какое-то озорство, со строгими и жесткими. В конце концов, настойчивое кривляние и насмешки исчезают под звуками резкого, «вышедшего из терпения» заключительного аккорда.
Р.К. Щедрин Юмореска
Остроумие, жизнерадостность, оптимизм, ироничность, экспрессивность свойственна как натуре, так и музыке С.С. Прокофьева. В его комической опере «Любовь к трём апельсинам», кажется, сосредоточены все существующие виды юмора от безобидной шутки до иронии, гротеска и сарказма.
Фрагменты из оперы “Любовь к трём апельсинам”
Печального принца ничто не может обрадовать, пока он не найдет три апельсина. От героя требуется для этого мужество и воля. После многочисленных забавных приключений, происшедших с Принцем, возмужавший герой находит в одном из апельсинов Принцессу Нинетту, спасает её от злых чар. Триумфальный ликующий финал завершает оперу. А также рекомендуем ознакомиться с материалом Моцарт “Дон жуан”
Автор – Алла Чайка