Учим ноты на гитаре

Для того, чтобы освоить любой музыкальный инструмент, первое, что нужно сделать это лично прощупать его диапазон, понять, что именно нужно сделать для того, чтобы извлечь ту или иную ноту. Гитара — не есть исключение. Для того, чтобы играть действительно хорошо, нужно познать нотную грамоту, особенно если вы хотите создавать собственные произведения.

noty-na-gitare 2





Если же ваша цель играть простые дворовые песни, то конечно вам в помощь всего 4-5 аккордов, пару незамысловатых схем игры боем и вуаля – вы уже напеваете любимые мотивы в кругу друзей.

Другой вопрос, когда вы поставили для себя цель изучить инструмент, набить руку и виртуозно извлекать с инструмента завораживающие соло, рифы. Для этого не нужно перелапачивать сотни самоучителей, мучить преподавателя, теории здесь мизер, основной упор на практику.

Итак, палитра звуков у нас расположена, а точнее заточена в шести струнах и самом грифе, порожки которого и задают необходимую частоту той или иной ноты при прижатии струны. На любых гитарах размещено определённое количество ладов, у классических гитар их количество чаще всего достигает 18, у обычной акустике или электро-гитаре около 22.

Диапазон каждой из струн затрагивает 3 октавы, одну полностью и две кусками (иногда одну, если это классика с 18ю ладами). На пианино октавы, а точнее расположение нот обустроено гораздо проще в виде линейной последовательности. На гитаре это выглядит куда сложнее, ноты разумеется идут последовательно, но в общей массе струн, октавы размещены ввиде лестницы и они неоднократно дублируются.

noty-na-gitare

К примеру:

1-я струна: вторая октава– третья октава – четвёртая октава

2-я струна: первая, вторая, третья октавы

3-я струна: первая, вторая, третья октавы

4-я струна: первая, вторая октавы

5-я струна: малая октава, первая, вторая октавы

6-я струна: малая октава, первая, вторая октавы

Как видите наборы нот (октавы) неоднократно повторяются, то есть одна и та же нота может прозвучать на разных струнах при нажатии на разных ладах. Это кажется запутанным, но с другой стороны очень удобным, что сокращает в некоторых случаях лишние скольжения руки по грифу, сосредотачивая рабочую зону в одном месте.Теперь по подробнее, как же определять ноты на грифе гитары. Для этого нужно знать, прежде всего — три простые вещи:

1. Строение звукоряда, октавы, то есть последовательность нот в звукоряде — ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ (это знает и ребёнок).

2. Нужно знать ноты на открытых струнах, то есть ноты, которые звучат на струнах без прижатия струны на ладах. В стандартном строе гитары открытым струнам соответствуют ноты (от 1й до 6й) МИ СИ СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ (лично я запомнил эту последовательность, как Миссис Оль Релями).

3. Третье, что нужно знать это размещения тонов и полутонов между нотами, как известно ноты следуют друг за другом, за ДО идет РЕ, за РЕ идёт МИ, но так же существуют и такие ноты как «ДО диез» или «Ре бемоль», диез означает повышение, бемоль – понижение, то есть # — диез, повышает ноту на пол тона, а b – бемоль понижает ноту на пол тона, это легко понять вспомнив пианино, вы ведь наверняка замечали, что у пианино есть белые и черные клавиши, так вот черные клавиши и есть те самые диезы и бемоли. Но такие промежуточные ноты, в звукоряде находятся не везде. Нужно запомнить, что между нотами МИ и ФА а так же СИ и ДО таких промежуточных нот не будет, поэтому принято называть расстояния между ними полутоном, а вот расстояние между ДО и РЕ, Ре и МИ, ФА и СОЛЬ, СОЛЬ и ЛЯ, ЛЯ и СИ будут иметь расстояния между собой в целый тон, то есть между ними будет промежуточная нота диез или бемоль. (Для тех кто вообще не знаком с этими нюансами уточню что одна нота может быть и диезом и бемолем одновременно, к примеру: может быть ДО# — то есть повышенная ДО или РЕb – то есть пониженная РЕ, что в целом одно и тоже, всё зависит от направления игры, идёте ли вы вниз по звукоряду или вверх).

Теперь, когда мы взяли во внимания эти три пункта пробуем разобраться где и какие ноты у нас на грифе. Мы помним, что первая открытая струна у нас имеет ноту МИ, так же помним, что между нотой МИ и ФА расстояние в пол тона, поэтому исходя из этого понимаем, что если прижать первую струну на первом ладу мы получим ноту ФА, далее пойдет ФА#, СОЛЬ, СОЛЬ#, ЛЯ, ЛЯ#, До и так далее. Удобнее всего начинать разбираться со второй струны, поскольку на первом ладу второй струны располагается  нота ДО (как мы помним, первая нота октавы). Соответственно до ноты РЕ будет расстояние в целый тон (то есть наглядно это один лад, то есть чтобы перейти к ноте РЕ от ноты ДО, нужно пропустить один лад).

Для полного усвоения этой тематики, нужна, конечно же практика. Рекомендую для начала сделать удобный для вас график.

Возьмите лист бумаги, желательно большой (А3 хотя бы), начертите шесть полосок и разделите их на ваше количество ладов (не забудьте клеточки для открытых струн), в эти ячейки впишите ноты соответственно их расположения, такая шпаргалка будет очень полезной в вашем освоении инструмента.

Кстати, могу дать хороший совет. Чтобы изучение нот было не в тягость, лучше когда вы практикуетесь с интересным материалом. В пример такого, могу привести замечательный сайт, где автор делает нотные переложения на современные и популярные песни. У Павла Старкошевского есть ноты для гитары сложные, для более продвинутых и простые, вполне доступные новичкам. Найдите там аранжировку для гитары на песню, которая вам по душе, и запоминайте ноты на грифе разбирая её. Кроме того, к каждой аранжировке прилагаются табы. С помощью них, вам будет легче ориентироваться на каком ладу что зажимать.

Дальнейшим шагом для вас будет развития слуха, вы должны натренировать свою память и пальцы, чтобы вы чётко помнили на слух как звучит та или иная нота, а моторика ваших рук, без промедления находила нужную вам ноту на грифе.





Музыкальных успехов вам! 

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (голосов: 1, в среднем: 5,00 из 5)
Loading...