Домашние занятия пианиста:как сделать работу дома праздником, а не наказанием? Из личного опыта учителя по фортепиано
Выполнения домашних занятий – это вечный камень преткновения между учителем и учеником, ребёнком и родителем. Чего только мы не делаем, что бы усадить наших любимых чад за музыкальный инструмент! Одни родители обещают сладкие горы и увеселительное времяпрепровождение за компьютерной игрушкой, другие подкладывают конфетки под крышку, некоторые ухищряются закладывать денежку в ноты. Чего только не придумают!
Мне хочется поделиться своими наработками на поприще музыкальной фортепианной педагогики, ведь успех домашнего занятия пианиста напрямую влияет на успех и качество всей музыкальной деятельности.
Интересно, задумывались ли когда-нибудь учителя музыки, что их работа схожа с работой врача? Когда я пишу домашнее задание в дневник своего юного учащегося, рассматриваю, что это не задание – это рецепт. И от того как написано задание (рецепт) таким и будет качество выполнения домашней работы.
Ловлю себя на мысли, что надо устроить в школе выставку «ляпов» заданий учителей. Шедевров хватает! Например:
- «Полифонизируй фактуру пьесы!»;
- «Учи дома много раз без перерыва!»;
- «Определи правильную аппликатуру и выучи!»;
- «Разберись с интонацией!» и.т.д.
Вот и я представляю, как ученик садится к инструменту, открывает ноты и полифонизирует фактуру с интонацией и без перерыва!
Мир детей так устроен, что главный стимул и толчок к любому действию ребёнка становится ИНТЕРЕС и ИГРА! Именно ИНТЕРЕС толкает малыша к первому шагу, к первому синяку и ушибу, к первому знанию, к первому восторгу. А ИГРА – это то, что интересно любому ребёнку.
Вот некоторые мои игровые «педагогические приёмчики», способствующие разжиганию и поддержанию интереса. Все сначала объясняется на уроке, и только потом задаётся на дом.
Игра в редактора
Зачем преподносить сухие знания, если можно подтолкнуть ученика на их поиск. Все музыканты знают о ценности грамотной редакции. (А рядовому ученику вообще нет разницы, по «чему» играть Баха – по Муджеллини, или Бартоку).
Попробуйте создать свою редакцию: подпишите аппликатуру, проанализируйте и обозначьте форму, проставьте интонационные лиги и знаки экспрессии. Одну часть пьесы выполните на уроке, вторую задайте на дом. Используйте яркие карандаши, это очень интересно.
Разучивание пьесы
Три знаменитых этапа Г.Нейгауза по разучиванию пьесы знают все педагоги. Но детям это знать не обязательно. Посчитайте сколько уроков вам отведено до очередного академического концерта и вместе наметьте план работы. Если это 1 четверть, то чаще всего это 8 недель по 2 урока, итого 16.
- 5 уроков на разбор и соединение двумя;
- 5 уроков на закрепление и запоминание наизусть;
- 6 уроков на художественную отделку.
Если ученику точно распланировать план работы, то он будет видеть, «на каком он свете», и сам корректировать свою домашнюю работу. Отстал – нагнал!
Синтез искусств и игра в исследователя
Музыка – это полноправный вид искусства, говорящий на своём языке, но языке понятном для людей всех стран. Ученик должен играть осознанно. Пусть дома рисуются картины к музыке, разучиваются стихотворения, пишутся сказки и слушается исполнение. Задайте учащемуся найти три исполнения его пьесы в Интернете – прослушайте и проанализируйте. Пусть музыкант, как исследователь найдет факты биографии композитора, историю создания пьесы.
Повторить 7 раз.
Семь удивительное число – семь дней, семь нот. Доказано, что именно повторение семи раз к ряду даёт эффект. Я не заставляю детей считать цифрами. Я ложу шариковую ручку на клавишу ДО – это раз, РЕ – это второе повторение, и так с повторами передвигаем ручку вверх до ноты СИ. Чем не игра? И дома намного веселее.
Время занятий
Сколько играет ученик дома мне не важно, главное результат. Проще всего задать в разбор пьесу от начала, до конца, но это заведомо обернется провалом. Эффективнее все дробить на кусочки: это играть левой рукой, то правой, тут двумя, там наизусть первую часть, вторую и.т.д. На каждое задание отводить 10-15 минут в день.
Цель занятий – не игра, а качество
Зачем «долбить от начала до конца», если не получается одно место. Задайте ученику вопрос: «Что проще залатать дырку, или сшить новое платье?». Просто требуйте, от ученика качества! Любимое оправдание всех детей «У меня не получилось!», должно тут же находить встречный вопрос: «А что ты сделал, что бы получилось?».
Ритуал
Каждое занятие должно иметь три составляющие:
- развитие техники;
- закрепление пройденного;
- разучивание нового.
Приучите ученика к пальцевой разминке, как к своеобразному ритуалу. Перед тем как играть, надо пальчики размять! Первые 5 минут занятия – разминка: гаммы, этюды, аккорды, упражнения Ш. Ганнона и др.
Муза-вдохновительница
Пусть у вашего ученика появится муза-помощница (игрушка, красивая статуэтка, памятная вещица). Когда находит усталость к ней можно обращаться за помощью и энергетической подпиткой – выдумка конечно, но отлично работает. Особенно при подготовке к концертному выступлению.
Музыка – это радость
Этот девиз должен сопровождать вас и вашего ученика во всем. Музыкальные занятия дома – это не урок и не наказание, – это хобби и увлечение. Не нужно играть часами. Пусть ребёнок играет в перерывах между выполнением уроков, придаваясь не труду, а своему хобби. Но играет сосредоточенно – без работающих телевизоров, компьютеров и прочих отвлекающих факторов. Изменение отношения ребенка к музыке не как к непосильному труду, а как к тому, что он выбрал сам – это самый верный стимул любой домашней работы.
А также рекомендуем ознакомиться с материалом учим ноты
Автор – Елена Лавренова
(учитель ГУО «Детская школа искусств им. А. Богатырева г. Витебска)