Из истории блюза: с плантаций на студию
Блюз равно, как и всё, имеющее сногсшибательный успех, в течение десятков лет был подпольным музыкальным направлением. Оно и понятно, ведь общество белых не могло принять музыку афроамериканцев, работающих на плантациях, и даже слушать им это было постыдным.
Такая музыка считалась радикальной и даже призывающей к насилию. Ханжество общества прошло лишь в 20-х годах прошлого века. История блюза, как и его создатели, отличается негативным и депрессивным характером. И, так же, как и тоска, блюз прост до гениальности.
Многие исполнители занимались тяжёлым физическим трудом до самой смерти, они были бродягами, и имели случайный заработок. Именно так жила большая часть чернокожего населения США в начале двадцатого столетия. К таким свободным музыкантам, оставившим в истории блюза самый яркий след, можно причислить Хадди «Ледбелли» Ледбеттера и Блайнд Лемон Джефферсона.
Музыкально-технические особенности блюза
Наравне с простотой нрава импровизаторов, создавших это направление, блюз и в музыкальном плане не сложен. Эта музыка представляет собой каркас, на который словно нанизываются соло-партии других инструментов. В последних же можно расслышать «диалог»: звуки будто перекликаются друг с другом. Похожий приём обычно проглядывается и в блюзовой лирике – стихи строятся по структуре «вопрос-ответ».
Каким бы простым и экспромтным не казался блюз, он имеет свою теорию. Чаще всего форма композиции представляет собой 12 тактов, это так называемая «блюзовая сетка»:
- Четыре такта в тонической гармонии;
- Два такта в субдоминанте;
- Два такта в тонике;
- Два такта в доминанте;
- Два такта в тонике.
Инструментом, используемым для выражения подавленного настроения блюза, традиционно является акустическая гитара. Естественно, что со временем ансамбль стал дополняться ударными и клавишными. Именно такой саунд становится привычным для слуха нашего современника.
Заметим, что афроамериканским рабочим порой не мешало отсутствие музыкальных инструментов (условия плантаций), и блюз просто пелся. Вместо игры – лишь только ритмичные выкрики, похожие на те, что издают рабочие на поле.
Блюз в современном мире
История блюза пережила свой апогей в середине двадцатого столетия, когда подуставший мир ждал чего-то нового и необычного. Именно тогда он ворвался на студии грамзаписи. Блюз оказал серьёзное влияние на основные эстрадные направления эпохи 70-х: рок-н-ролл, металл, джаз, регги и поп.
Но гораздо раньше блюз оценили академические композиторы, сочинявшие классическую музыку. Так, например, отголоски блюза слышны в фортепианном концерте Мориса Равеля, а Джордж Гершвин вовсе назвал одно из своих произведений для фортепиано с оркестром «Рапсодией в блюзовых тонах».
До наших дней блюз дошёл как уже неизменный, идеальный и совершенный шаблон. Тем не менее, он до сих пор вполне актуален и имеет множество последователей. Он всё ещё несёт в себе серьёзную духовную нагрузку: в нотах даже самых свежих композиций слышится тяжесть судьбы и бесконечная грусть, даже если и не понятен язык стихов. Это удивительная особенность блюзовой музыки – разговаривать со слушателем.
Автор – Глеб Сафаров