Какие бывают аккорды
Итак, в центре нашего внимания – музыкальные аккорды. Какие бывают аккорды? Каковы основные виды аккордов? Эти и другие вопросы нам предстоит сегодня обсудить.
Аккордом называется гармоничное созвучие в одновременности трёх-четырёх или большего числа звуков. Я надеюсь, вы уловили суть – в аккорде должно быть не менее трёх звуков, потому что если, например, два, то это не аккорд, а интервал. Об интервалах можете прочитать статью «Знакомство с интервалами» – они нам сегодня ещё понадобятся.
Так вот, отвечая на вопрос, какие бывают аккорды, я намеренно подчёркиваю, что виды аккордов зависят:
- от числа звуков в нём (не меньше трёх);
- от интервалов, которые образуют эти звуки между собой уже внутри аккорда.
Если учесть, что самые распространённые в музыке аккорды – это трёх и четырёхзвучные, и чаще всего звуки в аккорде располагаются по терциям, то можно выделить два главных вида музыкальных аккордов – это трезвучие и септаккорд.
Основные виды аккордов – трезвучия
Трезвучие называется так, потому что состоит из трёх звуков. Трезвучие легко сыграть на пианино – достаточно нажать любую белую клавишу, затем к ней добавить звучание ещё одной через клавишу справа или слева от первой и таким же образом добавить ещё один, третий, звук. Обязательно получится какое-нибудь трезвучие.
Кстати, все мажорные и минорные трезвучия показаны на клавишах фортепиано в статьях «Играем аккорды на пианино» и «Простые аккорды для фортепиано». Загляните, если интересуетесь.
Трезвучия бывают 4-х видов: большое (или мажорное), малое (или минорное), увеличенное и уменьшённое. Это как раз к вопросу интервального состава музыкальных аккордов.
Уже было сказано, что звуки в трезвучиях располагаются по терциям. Терции, как мы знаем, бывают малыми и большими. И из различных комбинаций этих двух терций и возникают 4 вида трезвучия:
1) мажорное (большое), когда в основании, то есть внизу большая терция, а наверху малая;
2) минорное (малое), когда, наоборот, в основании оказывается малая терция, а наверху большая;
3) увеличенное трезвучие получается, если и нижняя и верхняя терции большие;
4) уменьшённое трезвучие – это когда обе терции малые.
Виды аккордов – септаккорды
Септаккорды состоят из четырёх звуков, которые, как и в трезвучиях, расположены по терциям. Септаккорды называются так, потому что между крайними звуками этого аккорда образуется интервал септимы. Эта септима может быть большой, малой или уменьшённой. Название септимы переходит в название септаккорда. Они тоже бывают большие, малые и уменьшённые.
Помимо септимы в состав септаккордов целиком входит одно из четырёх трезвучий. Трезвучие становится основой септаккорда. И вид трезвучия также отражается в названии нового аккорда.
Итак, названия септаккордов складываются из двух элементов:
1) вид септимы, которую составляют крайние звуки аккорда;
2) вид трезвучия, которое находится внутри септаккорда.
Например, если септима большая и трезвучие внутри минорное, то септаккорд будет называться большим минорным. Или, ещё пример, септима малая, трезвучие уменьшённое – септаккорд малый уменьшённый.
В музыкальной практике используются всего семь видов различных септаккордов. Это:
1) Большой мажорный – большая септима и мажорное трезвучие
2) Большой минорный – большая септима и минорное трезвучие
3) Малый мажорный – малая септима и мажорное трезвучие
4) Малый минорный – малая септима и минорное трезвучие
5) Большой увеличенный – большая септима и увеличенное трезвучие
6) Малый уменьшённый – малая септима и уменьшённое трезвучие
7) Уменьшённый – уменьшённая септима и уменьшённое трезвучие
Квартовые, квинтовые и другие виды аккордов
Мы сказали, что два основных вида музыкальных аккордов – трезвучие и септаккорд. Да, действительно, они основные, однако это не значит, что не существует других. Какие ещё бывают аккорды?
Во-первых, если дальше прибавлять терции к септаккорду, то будут получаться новые виды аккордов – нонаккорд (5 звуков по терциям), ундецимаккорд (6 звуков по терциям) и т.д.
Во-вторых, звуки в аккорде не обязательно должны выстраиваться именно терциями. Например, в музыке XX и XXI века довольно часто можно столкнуться с квартовыми (по квартам), квинтовыми (по квинтам) и даже секундовыми аккордами. Последние, кстати, имеют очень поэтичное название – «секундовые гроздья» (также их называют кластерами).
В качестве примера предлагаю познакомиться с фортепианной поэмой «Виселица» из цикла «Ночные Гаспар» французского композитора Мориса Равеля. Здесь в самом начале пьесы создаётся фон из повторяющихся «колокольных» октав, и на этом фоне вступают мрачные квинтовые аккорды.
Для полноты впечатления послушайте это произведение в исполнении пианиста Сергея Кузнецова. Надо сказать, что пьеса очень непростая, но впечатляет очень многих людей. Ещё скажу, что в качестве эпиграфа Равель предпослал своей фортепианной поэме стихотворение Алоизиуса Бертрана «Виселица», можете найти его в интернете и почитать.
М. Равель – «Виселица», фортепианная поэма из цикла «Ночной Гаспар»
Напоминаю, что сегодня мы разбирались в том, какие бывают аккорды. Вы узнали основные виды аккордов. Следующим этапом вашего познания в данной теме должны стать обращения аккордов – это различные формы, в которых аккорды используются в музыке. До новых встреч! А также рекомендуем ознакомиться с материалом