МОЛОДОЙ МОЦАРТ И УЧЕНИКИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ДРУЖБА СКВОЗЬ ВЕКА

      Вольфганг Моцарт подарил нам не только свою великую музыку, но и открыл для нас (как Колумб открыл дорогу в  Америку) путь к вершинам музыкального мастерства из необычайно раннего детства. Мир пока не знает другого такого корифея музыки, проявившего свой талант в столь раннем возрасте. «Триумфальный вундеркинд». Феномен детской яркой одаренности.

     Юный Вольфганг шлет нам сигнал из своего XVIII века: «Не бойтесь, мои юные друзья, дерзайте. Юные годы не преграда… Я это точно знаю. Мы, молодые, способны на многое, о чем взрослые даже не догадываются». Моцарт открыто делится секретом своего феноменального успеха: он нашел три золотых ключика, способные открыть путь в храм Музыки. Этими ключиками являются (1) героическая настойчивость в достижении цели, (2) умение и (3) наличие рядом хорошего лоцмана, который поможет войти в мир музыки. У Моцарта таким лоцманом был его отец*,  прекрасный музыкант и одаренный педагог. Про него мальчик с уважением говорил: «После бога только папа». Вольфганг был послушным сыном. Вам путь к успеху укажет Учитель музыки и ваши родители. Следуйте их наставлениям и, возможно, вы сумеете преодолеть земное притяжение…

       Юный Моцарт не мог даже представить себе, что через 250 лет мы, современные мальчишки и девчонки, будем наслаждаться чудесным миром мультипликации, взрывать свое воображение в 7D кинотеатрах, погружаться в мир компьютерных игр…  Так, что же, сказочный для Моцарта Мир музыки навсегда померк на фоне наших чудес, утратил свою привлекательность?   Вовсе нет!

     Оказывается, и многие об этом даже не догадываются, что современная наука и техника, способная запускать в космос уникальные аппараты, проникать в нано мир, возрождать животных, полностью вымерших тысячелетия назад, не может синтезировать  музыкальные произведения, сопоставимые по своей талантливости с  мировой классикой. Самая мощная в мире ЭВМ по качеству искусственно «создаваемой» музыки не способна даже приблизиться к шедеврам, сотворенным гениями прошлых столетий. Это касается не только «Волшебной флейты» и «Женитьбы Фигаро», написанных Моцартом в зрелом возрасте, но и его оперы «Митридат, царь Понтийский», сочиненной Вольфгангом в свои 14 лет…

     * Леопольд Моцарт, придворный музыкант. Играл на скрипке и органе. Был композитором, руководил церковных хором. Написал книгу «Эссе об основах игры на скрипке». Его прадеды были искусными строителями. Вел большую педагогическую деятельность.

Услышав эти слова, многие мальчики и девочки, захотят, хотя бы из любопытства, заглянуть поглубже в Мир музыки. Интересно же понять, почему Моцарт почти всю свою жизнь провел в ином измерении. И было ли это 4D, 5D или 125—м  измерением –Dimention?

Говорят, что очень часто  огромные пламенные глаза Вольфганга как бы переставали  видеть всё происходящее вокруг. Его взгляд становился блуждающим, рассеянным. Казалось, что воображение музыканта уносило его  куда-то очень далеко от реального мира…  И наоборот, когда Мастер переходил из образа композитора в амплуа виртуоза – исполнителя, взгляд его становился необычайно острым, а движения рук, тела – предельно собранными, четкими. Он возвращался откуда-то? Так, откуда же? Невольно вспомнишь Гарри Поттера…

        Желающему проникнуть в тайный мир Моцарта может показаться это простым делом. Нет ничего легче! Зашел в компьютер и слушай его музыку!  Оказывается, все не так просто. Послушать музыкальные произведения не очень трудно. Проникнуть же Мир музыки ( даже в качестве слушателя), понять всю глубину мыслей автора – сложнее. И многие задаются вопросом. Почему кто-то «читает» зашифрованные в музыке послания, а кто-то – нет? И как тут быть? Ведь ни деньги, ни оружие, ни хитрость не помогут открыть заветную дверь…

      Юному Моцарту несказанно повезло с золотыми ключиками. Героическая настойчивость к овладению музыкой у него сформировалась на основе искреннего глубокого интереса к музыке, которая окружала его с самого рождения. Слушая в свои три года, как отец начал обучать старшую сестру игре на клавире (а было ей тогда, как и некоторым из нас, семь лет), мальчик пытался постичь тайны звуков. Стремился понять, почему у сестры рождалось благозвучие, а у него – лишь несвязанные звуки. Вольфгангу не запрещалось часами сидеть за инструментом, искать и складывать созвучия, нащупывать мелодию. Сам того не осознавая, он постигал науку гармонии звуков. Импровизировал, экспериментировал. Учился запоминать мелодии, которые разучивала сестра. Таким образом, мальчик учился самостоятельно, без принуждения заниматься любимым делом. Говорят, что в детские годы Вольфганг, если его не останавливали, мог играть на клавире всю ночь напролет.          

      Отец заметил столь рано проявившийся интерес сына к музыке. С четырех лет сажал Вольфганга рядом с собой за клавесин и в игровой форме учил его извлекать звуки, которые складывались в мелодии менуэтов и пьес. Отец помогал укреплять дружбу юного Моцарта с Миром музыки. Леопольд не препятствовал долгому сидению сына за клавесином и попыткам конструирования созвучий, мелодий. Будучи весьма суровым человеком, отец тем не менее никогда не нарушал хрупкую связь сына с музыкой. Напротив, всячески поощрял его интерес  к музыке.                             

     Вольфганг Моцарт был очень талантлив**. Мы все слышали это слово – «талант». В общих чертах понимаем его смысл. И нередко задаемся вопросом, а сам я талантлив или нет. А если талантлив, то насколько… И в чем именно я талантлив.   Ученые пока не могут со всей уверенностью ответить на все вопросы относительно механизма зарождения этого феномена, возможности передачи его по наследству. Может быть кому-то из вас, молодых, предстоит разгадать эту тайну…

**Слово происходит от старинной меры веса «талант». В Библии есть притча о трех рабах, которым подарили по одной такой монете. Один закопал талант в землю, другой разменял его. А третий приумножил. Пока же принято считать, что «Талант – это выдающиеся способности, которые открываются с приобретением опыта, формируя навык». Многие эксперты полагают, что талант дается от рождения. Другие ученые экспериментальным путем пришли к выводу, что практически каждый человек рождается с задатками какого-то таланта, а вот разовьет ли его в себе или нет, зависит от многих обстоятельств и факторов, важнейшим из которых является в нашем случае учитель музыки. Кстати, отец Моцарта, Леопольд, небезосновательно считал, что как бы ни велика была одаренность Вольфганга, без упорного труда серьезных результатов достигнуть было  невозможно. О его серьезном отношению к обучению сына говорит, например, выдержка из его письма: «…Каждая потерянная минута – потеряна навсегда…»!!!

     Мы уже многое узнали о молодом Моцарте. Теперь постараемся понять, а что он был за человек, какой у него был характер. Юный Вольфганг был очень добрым, любезным, жизнерадостным и веселым мальчиком. У него было очень чувствительное ранимое сердце. Подчас был слишком доверчивым, добродушным. Ему была свойственна удивительная искренность. Известны случаи, когда маленький Моцарт после очередного триумфального выступления в ответ на похвалу в свой адрес со стороны титулованных особ подходил близко к ним, заглядывал в глаза и спрашивал: «Ты вправду меня любишь.  Очень-очень любишь?  »

        Он был чрезвычайно увлеченным мальчиком. Увлеченным до самозабвения. Особенно ярко это проявлялось в его отношении к занятиям музыкой. Сидя за клавиром, он забывал обо всем на свете, даже о еде и времени.  Его силой  оттаскивали от музыкального инструмента.

     Вам, наверное, будет интересно узнать, что в этом возрасте Вольфгангу были чужды чрезмерная гордыня, самомнение и чувство неблагодарности. У него был легкий нрав. Но к чему он был непримирим (эта черта со всей силой проявилась в более зрелом возрасте), так  это к неуважительному отношению к музыке со стороны окружающих.

       Молодой Моцарт умел быть хорошим преданным другом. Дружил самозабвенно, очень искренне. Другой разговор, что времени и возможности общаться со сверстниками у него практически не было…

      В возрасте четырех и пяти лет Моцарту благодаря своему трудолюбию и целеустремленности при огромной поддержке отца  удалось стать виртуозным исполнителем большого числа музыкальных произведений. Этому способствовал феноменальный музыкальный слух, память мальчика. Вскоре у него проявилась способность к импровизации.

     С пяти лет Вольфганг начал сочинять музыку, а отец помогал переносить ее в нотную тетрадь. Когда ему было семь лет, впервые были опубликованы два опуса Моцарта, которые были посвящены дочери австрийского короля Виктории и графине Тессэ. В одиннадцатилетнем возрасте Вольфганг написал симфонию №6 Фа мажор (оригинал партитуры хранится в библиотеке Ягеллонского университета в Кракове). Вольфганг и его сестра Мария вместе с оркестром впервые исполнили в Брно это произведение. В память о том концерте в наши дни ежегодно в этом чешском городе проводится конкурс молодых пианистов, возраст которых не превышает одиннадцати лет. Именно в этом же возрасте Вольфганг по просьбе австрийского императора Иосифа сочинил оперу «Мнимая пастушка».

      Когда Вольфганг в свои шесть лет добился больших успехов в игре на клавесине, отец решил продемонстрировать необычайный талант сына в других городах и странах Европы. Такова была традиция в те времена. Кроме того, Леопольд начал задумываться о поиске для своего сына хорошего места музыканта. Думал о будущем.

     Первое турне-путешествие Вольфганга (сейчас это назвали бы гастроли) было совершено в немецкий город Мюнхен и продлилось три недели. Оно было вполне успешным. Это вдохновило отца и вскоре поездки возобновились. В этот период мальчик научился играть на органе, скрипке, а чуть позже и на альте. Второе турне длилось уже целых три года. С отцом, мамой и сестрой Марией посетили и дали концерты для аристократии во многих городах Германии, Франции, Англии и Голландии. После небольшого перерыва состоялось турне в музыкальную Италию, где Вольфганг находился более года. В целом же такая гастрольная жизнь длилась примерно десять лет. За это время был и триумф и горе, огромное счастье и утомительный труд (нередко концерты длились по пять часов). Мир узнал о талантливом музыканте-виртуозе и композиторе. Но было и другое: смерть мамы, тяжелые болезни. Вольфганг переболел  скарлатиной, брюшным тифом (два месяца находился между жизнью и смертью), оспой (на девять дней потерял зрение).  «Кочевая» жизнь в молодости, частая смена места жительства в зрелом возрасте,  а главное его неземной талант дали основание Альберту Эйнштейну назвать Моцарта «гостем на нашей земле, как в высоком, духовном смысле, так и в обычном, житейском…»   

         На пороге вступления во взрослую жизнь, в свои 17 лет, Моцарт мог гордиться тем, что уже написал четыре оперы, несколько духовных произведений, тринадцать симфоний, 24 сонаты и многое другое. Стала выкристаллизовываться доминирующая черта его творений – задушевность, сочетание строгих, ясных форм с глубокой эмоциональностью. Наметился свойственный только ему синтез австрийской и немецкой песенности с итальянской певучестью. Спустя всего несколько лет его признают величайшим мелодистом. Глубокая проникновенность, поэтичность и утонченная красота музыки Моцарта сподвигли П.И.Чайковского так охарактеризовать творчество Мастера:  «По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он».

     Маленький увлеченный и очень трудолюбивый мальчик превратился в признанного композитора, многие произведения которого стали шедеврами симфонической, оперной, концертной и хоровой музыки.     

                                            «И нас покинул он вдали

                                             Сверкнув кометой

                                             И свет его слился с небесным

                                             Вечным светом                             (Гёте)    

     Умчался в Космос? Растворился во вселенcкой музыке? Или остался с нами? … Как бы то ни было могила Моцарта до сих пор не найдена…

      Разве ты не замечал, что какой-то вихрастый мальчик в джинсах и футболке иногда бродит по «музыкалке» и робко заглядывает в твой кабинет? Маленький Вольфганг «слушает» твою музыку и желает тебе успеха. А также рекомендуем ознакомиться с материалом Моцарт “Дон жуан”




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *