Музыкальный катарсис: как человек переживает музыку?
Вспомнился курьёзный эпизод: коллеге предстояло выступать на курсах повышения квалификации перед учителями школ. Учителя заказали тему более чем специфическую – алгоритм музыкального воздействия на слушателя.
Уж не знаю, как она, бедная, выкрутилась! Ведь какой там алгоритм – сплошной «поток сознания»! Разве возможно зафиксировать эмоции в строго определенной последовательности, когда одна «наплывает» на другую, спешит вытеснить, а там уже очередная на подходе…
Но музыке учить – обязательно!
Греки считали, что учить надлежит только счету, письму, заботиться о физическом воспитании, а также развиваться эстетически, благодаря музыке. Риторика и логика вошли в число основных предметов чуть позже, про остальные и говорить нечего.
Итак, музыка. Соблазнительно вести речь только об инструментальной музыке, однако поступать так – искусственно обеднять себя и потенциальных читателей данного материала. Потому и возьмем весь комплекс, в совокупности.
Хватит, не могу так больше!
От знаменитого древнегреческого ученого-энциклопедиста Аристотеля сохранились лишь фрагменты трактатов. По ним бывает затруднительно получить представление о целом. Например, термин «катарсис», вошедший затем и в эстетику, и в психологию, и в психоанализ З.Фрейда, имеет около полутора тысяч толкований. И все-таки большинство исследователей сходятся на том, что Аристотель имел в виду сильнейшее эмоциональное потрясение от услышанного, увиденного или прочитанного. К человеку приходит острое осознание невозможности и дальше пассивно плыть по жизненному течению, появляется необходимость перемен. По сути, человек получает своего рода «мотивационный пинок». Не так ли бесновалась молодежь перестроечной поры, едва заслышав звуки песни Виктора Цоя «Перемен требует наши сердца», хотя сама песня написана была до перестройки:
Не так ли учащается сердечный ритм и преисполняешься полноценного, здорового патриотизма, слушая дуэт Людмилы Зыкиной и Юлиана с песней «Мать и сын»:
Песни – как вино столетней выдержки
Кстати, проводился социологический опрос, где респондентов спрашивали: чьи женские и мужские голоса способны оказывать целительное, очищающее действие, снимать боль и страдание, будить в душе самые лучшие воспоминания? Ответы оказались вполне предсказуемыми. Выбрали Валерия Ободзинского и Анну Герман. Первый уникален был не только вокальными данными, но и тем, что пел открытым голосом – большая редкость на современной эстраде, многие исполнители «прикрывают» голос.
Голос Анны Герман – чистый, хрустальный, ангельский, уносящий нас от мирских сует куда-то к миру высшему и идеальному:
«Болеро» композитора Мориса Равеля признано музыкой мужской, эротической, наступательной.
Самоотверженности и мужества преисполняешься, слушая «Священную войну» в исполнении хора Г. Александрова:
А посмотрите клип современного самобытного исполнителя – Игоря Растеряева «Русская дорога». Именно клип! И тогда исполнение песни под гармошку уже никому не покажется легкомысленным или фривольным:
Автор – Павел Малофеев