Загадки нотного текста и творческие отгадки исполнителя

zagadki-notnogo-tekstaНа протяжении истории исполнительства одни музыканты доверялись своей интуиции и творчески обыгрывали задумки композитора, другие исполнители тщательно выполняли все авторские указания. Бесспорно во всём одно – нарушать традицию грамотного прочтения авторского нотного текста нельзя.

Исполнитель волен по желанию находить тембровые изыски, слегка корректировать темп и уровень динамических нюансов, сохранять индивидуальное туше, но менять и самостоятельно расставлять смысловые акценты в мелодии – это уже не интерпретация, это соавторство!

Слушатель привыкает к определённому варианту организованности музыки. Многие почитатели классики специально посещают концерты в филармонии, чтобы насладиться вживую полюбившимися красотами музыкальных произведений, и они совсем не желают слышать прогрессивных исполнительских отступлений, искажающих истинный смысл мировых музыкальных шедевров. Консерватизм – это важное понятие для классики. На то она такая и есть!

В музыкальном исполнительстве неразрывно соседствуют два понятия, на которых закладывается фундамент всего исполнительского процесса:

  1. содержание
  2. техническая сторона.

Для того, чтобы отгадать (исполнить) музыкальное произведение раскрыть его истинный (авторский) смысл нужно, чтобы эти два момента органически сплелись воедино.

Загадка №1 – содержание

Эта загадка, не такая уж и загадка для грамотного образованного музыканта. Разгадывать содержание музыки учат в школах, училищах и ВУЗах много лет. Не для кого ни секрет, что прежде чем играть, нужно внимательно изучить не ноты, а буквы. Сначала было слово!

Кто автор?!

Композитор – это первое, на что должно быть направлено внимание. Композитор – это сам Бог, сам Смысл, сама Идея. Имя и фамилия в правом верхнем углу нотной страницы направит вас на правильные поиски раскрытия содержания. Чью музыку мы играем: Моцарта, Мендельсона или Чайковского – это первое на что нужно обратить внимание. Стиль композитора и эстетика эпохи, в которой создавалось сочинение – это первые ключики в грамотном прочтении авторского текста.

Что играем? Образ произведения

Название пьесы – это отражение идеи произведения, это и есть самое непосредственное содержание. Венская соната – это воплощение камерного оркестра, барочная прелюдия – это озвученная импровизация органиста, романтическая баллада – это чувственное повествование от сердца и.т.д. Если мы интерпретируем программную музыку – музыку с определённым названием, то здесь всё ещё проще. Если перед вами «Хоровод гномов» Ф. Листа, или «Лунный свет» Дебюсси, то разгадывать тайну содержания только в радость.

Многие путают понимание образа музыки и средств его воплощения. Если вы считаете, что понимаете на все 100% образ музыки и стиль композитора, это ещё не значит, что вы его так же мастерски исполните.

Загадка №2 – воплощение

Под пальцами музыканта музыка оживает. Нотные значки обращаются в звучание. Звучащий образ музыки рождается от того, как произнесены те, или иные фразы, эпизоды, на что был обращён смысловой акцент, а что было затушёвано. Одновременно, это складывает и рождает определённый стиль исполнителя. Хотите – верьте, хотите – нет, но автор данной статьи может определить уже по первым звукам этюдов Шопена, кто их играет – М. Юдина, В. Горовиц, или Н. Софроницкий.

Музыкальная ткань состоит из интонаций, а от того как эти интонации озвучиваются, зависит мастерство исполнителя и его технический арсенал, но арсенал скорее духовный, чем технический. Почему?

Выдающийся педагог Г.Нейгауз предлагал своим ученикам удивительный тест. Задание требовало сыграть одну любую ноту, например «до», но с разными интонациями:

  • с восхищением;
  • вопросительно;
  • с грустью;
  • с радостью;
  • угрожающе;
  • с ликованием;
  • как крик боли;
  • взволнованно;
  • с удивлением и.т.д.

Такой тест доказывает, что никакие самые совершенные технические стороны музыканта не будут иметь значения, без внутреннего понимания смысла музыки и интонации. Тогда, когда вы поймёте, что «волнение» сложно донести корявыми пассажами, то вы приложите все усилия для ровности звучания гамм, аккордов, мелкой бисерной техники. Труд, господа, только труд! Вот и вся загадка!

Учите себя «изнутри», самосовершенствуйтесь, наполняйте себя разными эмоциями, впечатлениями, информацией. Помните – играет исполнитель, а не инструмент!

Автор – Елена Лавренова



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *