Загадки нотного текста и творческие отгадки исполнителя
На протяжении истории исполнительства одни музыканты доверялись своей интуиции и творчески обыгрывали задумки композитора, другие исполнители тщательно выполняли все авторские указания. Бесспорно во всём одно – нарушать традицию грамотного прочтения авторского нотного текста нельзя.
Исполнитель волен по желанию находить тембровые изыски, слегка корректировать темп и уровень динамических нюансов, сохранять индивидуальное туше, но менять и самостоятельно расставлять смысловые акценты в мелодии – это уже не интерпретация, это соавторство!
Слушатель привыкает к определённому варианту организованности музыки. Многие почитатели классики специально посещают концерты в филармонии, чтобы насладиться вживую полюбившимися красотами музыкальных произведений, и они совсем не желают слышать прогрессивных исполнительских отступлений, искажающих истинный смысл мировых музыкальных шедевров. Консерватизм – это важное понятие для классики. На то она такая и есть!
В музыкальном исполнительстве неразрывно соседствуют два понятия, на которых закладывается фундамент всего исполнительского процесса:
- содержание
- техническая сторона.
Для того, чтобы отгадать (исполнить) музыкальное произведение раскрыть его истинный (авторский) смысл нужно, чтобы эти два момента органически сплелись воедино.
Загадка №1 – содержание
Эта загадка, не такая уж и загадка для грамотного образованного музыканта. Разгадывать содержание музыки учат в школах, училищах и ВУЗах много лет. Не для кого ни секрет, что прежде чем играть, нужно внимательно изучить не ноты, а буквы. Сначала было слово!
Кто автор?!
Композитор – это первое, на что должно быть направлено внимание. Композитор – это сам Бог, сам Смысл, сама Идея. Имя и фамилия в правом верхнем углу нотной страницы направит вас на правильные поиски раскрытия содержания. Чью музыку мы играем: Моцарта, Мендельсона или Чайковского – это первое на что нужно обратить внимание. Стиль композитора и эстетика эпохи, в которой создавалось сочинение – это первые ключики в грамотном прочтении авторского текста.
Что играем? Образ произведения
Название пьесы – это отражение идеи произведения, это и есть самое непосредственное содержание. Венская соната – это воплощение камерного оркестра, барочная прелюдия – это озвученная импровизация органиста, романтическая баллада – это чувственное повествование от сердца и.т.д. Если мы интерпретируем программную музыку – музыку с определённым названием, то здесь всё ещё проще. Если перед вами «Хоровод гномов» Ф. Листа, или «Лунный свет» Дебюсси, то разгадывать тайну содержания только в радость.
Многие путают понимание образа музыки и средств его воплощения. Если вы считаете, что понимаете на все 100% образ музыки и стиль композитора, это ещё не значит, что вы его так же мастерски исполните.
Загадка №2 – воплощение
Под пальцами музыканта музыка оживает. Нотные значки обращаются в звучание. Звучащий образ музыки рождается от того, как произнесены те, или иные фразы, эпизоды, на что был обращён смысловой акцент, а что было затушёвано. Одновременно, это складывает и рождает определённый стиль исполнителя. Хотите – верьте, хотите – нет, но автор данной статьи может определить уже по первым звукам этюдов Шопена, кто их играет – М. Юдина, В. Горовиц, или Н. Софроницкий.
Музыкальная ткань состоит из интонаций, а от того как эти интонации озвучиваются, зависит мастерство исполнителя и его технический арсенал, но арсенал скорее духовный, чем технический. Почему?
Выдающийся педагог Г.Нейгауз предлагал своим ученикам удивительный тест. Задание требовало сыграть одну любую ноту, например «до», но с разными интонациями:
- с восхищением;
- вопросительно;
- с грустью;
- с радостью;
- угрожающе;
- с ликованием;
- как крик боли;
- взволнованно;
- с удивлением и.т.д.
Такой тест доказывает, что никакие самые совершенные технические стороны музыканта не будут иметь значения, без внутреннего понимания смысла музыки и интонации. Тогда, когда вы поймёте, что «волнение» сложно донести корявыми пассажами, то вы приложите все усилия для ровности звучания гамм, аккордов, мелкой бисерной техники. Труд, господа, только труд! Вот и вся загадка!
Учите себя «изнутри», самосовершенствуйтесь, наполняйте себя разными эмоциями, впечатлениями, информацией. Помните – играет исполнитель, а не инструмент!
Автор – Елена Лавренова