Обучение детей игре на виолончели – родители рассказывают о занятиях своих детей
Я была удивлена, когда моя шестилетняя дочка заявила, что хочет учиться играть на виолончели. В семье у нас музыкантов нет, я даже не была уверена, есть ли у неё слух. И почему именно виолончель?
«Мама, я слышала, очень красиво! Как будто поёт кто-то, я хочу так играть!» – сказала она. Только после этого я обратила своё внимание на эту большую скрипку. Действительно, просто необыкновенный звук: мощный и нежный, напряжённый и певучий.
Мы пошли в музыкальную школу и, к моему удивлению, дочку приняли сразу же после прослушивания. Как приятно сейчас вспоминать: из-за виолончели видны лишь здоровенные банты, а её маленькие пальчики уверенно держат смычок, и звучит «Аллегретто» Моцарта.
Училась Анечка на отлично, но первые годы очень боялась сцены. На академических концертах получала на балл ниже и плакала, а педагог Валерия Александровна говорила ей, что она умница и играет лучше всех. Через два-три года Аня с волнением справилась и на сцену стала выходить с гордостью.
Прошло уже более двадцати лет, профессиональным музыкантом моя дочка не стала. Но обучение игре на виолончели дало ей нечто большее. Сейчас она занимается IP-технологиями и вполне успешная молодая женщина. Свою целеустремленность, уверенность и самооценку она выработала вместе с умением держать смычек. Изучение музыки привило ей не только хороший музыкальный вкус, но и тонкие эстетические пристрастия во всём. А свой первый смычек, сломанный и обмотанный изолентой, она хранит до сих пор.
Какие могут быть проблемы в обучении детей игре на виолончели?
Частенько после первого года обучения у маленьких виолончелистов пропадает желание продолжать обучение. Если сравнивать с фортепиано, то в обучении игре на виолончели постановочный период более длительный. Дети изучают этюды и инструктивные упражнения, которые, нередко почти совершено, оторваны от музыки и какой-либо творческой задачи (просто учиться играть на виолончели очень трудно).
Работа над вибрацией по традиционной программе начинается в самом конце третьего года обучения. Художественная выразительность звука виолончели зависит именно от вибрации. Не слыша красоту вибрационного звука инструмента, ребёнок не получает удовольствия от своей игры.
Это и есть основная причина потери интереса у детей к игре на виолончели, потому-то в музыкальной школе, как нигде в другом месте, колоссальную роль в успехе ребёнка играет поддержка, как со стороны педагога, так и родителей.
Виолончель это инструмент профессиональный, который требует от учащегося наличия разностороннего и, одновременно, уникального комплекса навыков и умений. На самом первом занятии педагогу нужно сыграть детям несколько красивых, но доступных их пониманию пьес. Ребёнок должен прочувствовать звучание инструмента. Периодически, показывайте начинающему виолончелисту игру детей средних классов и старших. Объясните, как вы понимаете последовательность постановки задач для него.
Автор – Екатерина Соболева
Габриэль Форе – Элегия (виолончель)